Государственной ветеринарной службе России 150 лет
30.11.2018
В текущем году исполняется 150 лет государственной ветеринарной службе России. Причиной ее создания было широкое распространение инфекционных болезней и массовая гибель скота на территории страны.
Для организации и проведения на государственном уровне мероприятий по профилактике и ликвидации эпизоотий среди животных 2 декабря 1868 года было принято решение об учреждении при Министерстве внутренних дел Ветеринарного управления (центральное управление), губернского и уездного управления ветеринарной службой.
Для организации и проведения на государственном уровне мероприятий по профилактике и ликвидации эпизоотий среди животных 2 декабря 1868 года было принято решение об учреждении при Министерстве внутренних дел Ветеринарного управления (центральное управление), губернского и уездного управления ветеринарной службой.
Данная структура управления просуществовала более 30 лет и в целях повышения статуса центрального органа управления и эффективности работы в 1901 году была преобразована.
Назначение руководителя Ветеринарного управления осуществлялось именным указом Императора, что свидетельствовало о высоком административном статусе этой должности.
В таком формате структура управления государственной ветеринарной службой просуществовала до 1917 года. После революции, в апреле 1918-го на Съезде ветеринарных врачей было принято решение создать единую государственную службу на всех административных уровнях ветеринарного обслуживания.
В мае 1918 года постановлением Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД) организован Центральный ветеринарный отдел, а в августе того же года дано указание о формировании при губернских и областных Советах губернских, областных, уездных и городских ветеринарных подотделов.
В 1919 году ветеринарная служба из НКВД была передана в Народный Комиссариат земледелия, в котором был организован Центральный ветеринарный отдел Наркомзема РСФСР.
В последующие годы, вплоть до 2004-го,принципиальная структура организации ветеринарной службы практически не менялась: центральный орган управления ветеринарной службой на федеральном уровне и органы управления на уровне исполнительной власти региона.
Периодически подвергалось преобразованию только управление ветеринарной службой на районном уровне. Последняя реорганизация проводилась 55 лет назад, когда в 1963 году в каждом районе России были созданы станции по борьбе с болезнями животных с находящимися в их ведении участковыми ветеринарными лечебницами, ветеринарными участками и пунктами. Начальник станции по борьбе с болезнями животных одновременно являлся главным государственном ветеринарным инспектором района с правом осуществления государственного ветеринарного надзора и контроля на всех объектах, расположенных на соответствующей территории.
Большим достижением созданной структуры управления Госветслужбы России явилось то, что она оказалась востребованной и эффективной независимо от политического и экономического устройства государства (царский, советский периоды, в том числе периоды войн), от формы собственности организаций и технологии содержания животных (перевод на промышленную основу, специализация) и т. д.
Определяющим моментом успеха было то, что основной функцией созданной структуры был не надзор, а организация работы по выполнению ветеринарными врачами и руководителями поднадзорных объектов государственной политики в области ветеринарии и ветеринарного законодательства. При этом с руководителей государственных ветеринарных служб соответствующих территорий не снималась ответственность за неудовлетворительную организацию мер по выполнению ветеринарного законодательства.
Именно работа государственной ветеринарной службы в таком формате позволила успешно ликвидировать чуму крупного рогатого скота, сап лошадей, перипневмонию, оспу овец, свести к единичным случаям заболевание сибирской язвой, классической чумой свиней, эмкаром, лептоспирозом и другими болезнями.
Во все времена ветеринарная служба России пользовалась заслуженным авторитетом на международном уровне.
Тем не менее, в 2004 году была создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были переданы функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по контролю и надзору, это привело к разрушению сложившейся и эффективно работавшей структуры управления.
На федеральном и субъектовом уровнях были созданы дублирующие органы надзора.
Необдуманным и провальным стало решение о лишении руководителей ветеринарных служб районов полномочий главных государственных ветеринарных инспекторов. В результате практически вся территория страны, на которой размещены животноводческие объекты, предприятия по убою животных, переработке и хранению животноводческого сырья и другие объекты, фактически осталась без постоянного государственного ветеринарного надзора.
Проведенная реформа нарушила взаимодействие ветслужб субъектов, значительно затруднила проведение единой политики в вопросах борьбы с массовыми болезнями животных, что привело к значительному ухудшению эпизоотической обстановки.
В связи с этим Президент России В.В. Путин по итогам рабочей поездки в Краснодарский край в марте 2018 года дал поручение принять меры по совершенствованию работы ветеринарной службы.
В качестве одной из таких мер Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предлагает расширить полномочия Россельхознадзора по надзору путем изъятия их у ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, мотивируя необходимость этого неэффективной работой региональных ветслужб (проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора»).
Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор путем проведения эпизодических проверок (один раз в три года), введения запретительных мер, наложения штрафов, возбуждения судебных дел и т. д., не занимаясь разработкой государственной политики в области ветеринарии, законодательных и нормативных правовых документов, планированием мероприятий по предупреждению и ликвидации массовых болезней животных, обеспечением биопрепаратами и главное – не оказывая помощь в организации и выполнении этих мероприятий.
В историческом плане подобная структура в управлении государственной ветеринарной службой существовала, когда в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 20 июля 1937 года была организована самостоятельная Всесоюзная государственная ветеринарная инспекция при Главном управлении ветеринарии, а в республиках, краях и областях работали старшие госветинспекторы. Штат Всесоюзной госветинспекции был утвержден в количестве 35 единиц, а для периферии – 228.
На инспекцию были возложены функции контроля за выполнением требований Ветеринарного Устава СССР, соответствующих инструкций, а также установление причин и виновных в появлении и распространении болезней и гибели животных.
В мае 1945 года Всесоюзная государственная ветеринарная инспекция была ликвидирована, а ее функции возвращены в Главное управление ветеринарии, руководитель которого был назначен Главным государственным ветеринарным инспектором.
В настоящее время подмена единой федеральной службы федеральным органом надзора во многом способствовала появлению и широкому распространению ряда инфекционных болезней, нанесших миллиардные убытки экономике страны (африканская чума свиней, нодулярный дерматит, грипп птиц, бешенство).
Более того, передача полномочий по надзору от ветеринарных служб субъектов на федеральный уровень потребует значительного увеличения штатной численности Россельхознадзора и финансовых средств из федерального бюджета.
По мнению большинства ветеринарных специалистов, такой путь расширения полномочий Россельхознадзора не обоснован и вряд ли обеспечит повышение эффективности работы государственной ветеринарной службы, как это требует поручение Президента страны.
Одновременно вызывает тревогу наметившаяся тенденция передачи органов управления ветеринарной службой из администраций в сельскохозяйственные органы, что в значительной мере снижает административный статус руководителей и создает определенные трудности в работе с объектами, подлежащими ветеринарному обслуживанию и надзору.
В настоящее время ветеринарная служба субъектов – основной и единственный орган по организации выполнения ветеринарного законодательства на местах. В этих условиях любое сокращение полномочий и прав, снижение административного статуса этой службы недопустимо – станет очередным просчетом реформирования.
Время показало, что реформа 2004 года, в ходе которой существовавшая федеральная государственная ветеринарная служба была подменена федеральным надзорным органом – Россельхознадзором, не оказала положительного влияния на эффективность ветеринарного обслуживания в стране.
Государственная ветеринарная служба России должна представлять собой многофункциональный орган с вертикалью управления до районного уровня, обеспечивающий разработку ветеринарного законодательства и организацию его выполнения ветеринарными специалистами и руководителями сельскохозяйственных предприятий, коммерческих структур. При этом не менее важным является оказание научно-методической и практической помощи в своевременной постановке диагноза и разработке мер профилактики и ликвидации массовых болезней, обобщение и внедрение передового опыта, принятие участия в подготовке и переподготовке ветеринарных кадров, представление их интересов в административных и судебных органах, ведение широкой пропаганды ветеринарных знаний среди населения и т. д.
Ликвидация такой службы в 2004 году оставила ветеринарных специалистов субъектов Российской Федерации один на один с многочисленными проблемами и, как говорится, заставила «вариться в собственном соку» под надзором Россельхознадзора. Неудивительно, что на протяжении всего этого периода ветеринарные специалисты не знают имени руководителя, отвечающего за состояние ветеринарного дела в целом по стране.
Понимая серьезность положения с ветеринарным обеспечением страны, ученые в области ветеринарии еще в 2016 году обратились с просьбой провести Съезд ветеринарных специалистов, приуроченный к 150-летию образования ветеринарной службы России, чтобы обсудить и принять решение по дальнейшему ее совершенствованию.
Просьбу поддержали Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов и министр сельского хозяйства Российской Федерации А.И. Ткачев.
В целях проведения съезда был создан организационный комитет и секции по всем направлениям ветеринарной деятельности для подготовки докладов и предложений. Традиционно в России представители всех отраслей и профессий широко отмечают юбилейные даты, дающие новый импульс прогрессу в их дальнейшей деятельности.
Однако в начале 2018 года были изменены дата и место проведения съезда, а за несколько дней до открытия мероприятие было отменено. Отмена его проведения продемонстрировала неуважительное отношение к профессии ветеринарного врача, к труду более чем 100-тысячной армии специалистов и историческому прошлому ветеринарии.
Проведение съезда в честь 150-летнего юбилея государственной ветеринарной службы способствовало бы повышению престижа профессии ветеринарного врача и обратило бы внимание руководства страны на проблемы в области ветеринарии.
В настоящее время одним из способов выполнения поручения Президента страны В.В. Путина по совершенствованию ветеринарного обслуживания может быть подготовка нового закона «О ветеринарии», в котором следует предусмотреть создание федеральной государственной ветеринарной службы с вертикалью управления до районного уровня и единым органом управления в составе центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также определить законодательную базу деятельности ветврачей производственной службы, предусмотрев для них статус социальных работников.
Исторический опыт организации федеральной государственной ветеринарной службы, проверенный временем, с учетом специфики России имеется. Без мощной федеральной государственной ветеринарной службы, работающей в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и коммерческими структурами, одними надзорными функциями невозможно решить проблему продовольственной безопасности страны и возрождения жизни в сельской местности.
В данной статье на фактическом материале кратко изложены принципиальные моменты создания и организации государственной ветеринарной службы на протяжении 150-летнего периода. Автором высказана личная позиция, и не ставилась цель поиска виновных в просчетах, допущенных при реформировании службы.
Хотелось бы напомнить всем, кто посвятил себя ветеринарии, что 2 декабря 2018 года – юбилейная дата – 150-летие создания государственной ветеринарной службы России, внесшей значительный вклад в развитие животноводства и обеспечение ветеринарной и продовольственной безопасности страны.
при подготовке статьи использовалась информация с сайта Ветеринария.РФ