О моратории на применение штрафных санкций, связанных с оформлением эВСД
В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2019 года № АГ-П11-4810 напоминаем, что 01 июля с.г. истекает срок «моратория» на применение штрафных санкций, предусмотренных КОАП РФ за правонарушения при перемещении подконтрольных товаров, связанные с оформлением в электронной форме ветеринарных сопроводительных документов (эВСД), введенного Поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2018 года № АГ-П11-3603.
Это означает, что с 01 июля с.г. хозяйствующие субъекты и лица, производящие оформление эВСД должны учитывать, что за нарушения, связанные с оформлением и гашением эВСД, к ним будут применяться в полном объеме упомянутые штрафные санкции, а должностные лица контролирующих органов обязаны эти санкции в полном объеме и в соответствии с нормами и требованиями КОАП РФ применять.
Это ожидаемая новость, которая вряд ли порадует многих производителей и участников обращения подконтрольных товаров, т.е. «плохая новость».
Но есть и «хорошая новость».
Она заключается в том, что Правительством Российской Федерации, в связи с тем, что список подлежащих ветеринарной сертификации подконтрольных товаров расширен, по предложению Минсельхоза России объявлен новый «мораторий» сроком на 1 год, т.е. до 01 июля 2020 года.
Однако, установленный им режим отличается от предыдущего. Поясняем чем.
Во-первых, мораторий распространяется только на правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, но не распространяется на правонарушения, предусмотренные пунктами 18 и 20 «Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме» (далее – Порядок, см. ниже).
Соответственно, санкции за систематические нарушения порядка оформления, применяемые Оператором ВетИС, предусмотренные пунктами 18 и 20, с 01 июля 2019 года будут применяться в полном объеме.
Напоминаем, о чем гласят пункты 18 и 20 в рассматриваемом контексте.
«ПРИКАЗ от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»
Приложение N 2
к приказу Минсельхоза России
от 27 декабря 2016 г. N 589
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
18. Основаниями для аннулирования регистрации в ФГИС являются:
Аннулирование регистрации пользователя ФГИС (уполномоченного лица организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, представителя организации, индивидуального предпринимателя или физического лица) осуществляется в случае внесения им в оформляемые ВСД заведомо ложных данных.
20. В случае неоднократных (5 и более) некритических ошибок при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 3 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторная регистрация не требуется.
Некритическими ошибками считаются ошибки в наименовании подконтрольного товара, адресах отправки и доставки, наименованиях отправителя и получателя, которые не создают возможности перепутать данную продукцию с другой продукцией, один адрес с другим, одного наименования с другим.
В случае неоднократных (2 и более) критических ошибок (ошибки, не относимые к некритическим) при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 6 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторной регистрации не требуется.
Если представитель представляет несколько организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и его права как представителя одной из организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц аннулируются, его права как представителя всех организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, представителем которых указанное лицо является, также аннулируются.»
Во-вторых, мораторий введен только для тех случаев, когда не возникает существенной угрозы охраняемым ценностям. Только в этих случаях рекомендуется руководствоваться статьей 2.9 КоАП РФ, которая гласит:
«Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.»
В этой связи обращаем внимание на то, что подконтрольные товары, которые были введены в «Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами» Приказом Минсельхоза России от 15 апреля 2019 г. №193 «О внесении изменений в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. n 648», являются подконтрольными товарами, с которыми связан низкий уровень риска, соответственно – риск ущерба для охраняемых ценностей также является низким.
С другой стороны, все живые животные и все подконтрольные товары животного происхождения, которые в ходе переработки не прошли дезинфицирующей (убивающей возбудителей заразных болезней животных, в том числе болезней общих для человека и животных) обработки являются подконтрольными товарами, с которыми связан высокий уровень риска.
Теперь, простыми словами несколько замечаний, которые, вероятно, смогут помочь и специалистам, осуществляющим надзорные мероприятия, правильно понимать за что уже надо штрафовать, а за что еще год будет не надо, и участникам процесса сертификации и владельцам подконтрольных товаров правильно сориентироваться и уделить особое внимание тем моментам, по которым к ним эти штрафные санкции уже могут быть применены.
Итак, почему в перечне подконтрольных товаров, подлежащих электронной сертификации подконтрольные товары появились не враз, а сначала одни, потом другие?
Потому, что законодатель решил (и решил правильно), что с разными подконтрольными товарами связан разный уровень риска нанесения ущерба охраняемым ценностям. Сначала было решено сделать подлежащими электронной сертификации те товары, с которыми связан более высоких уровень риска. Так появился первый перечень.
Затем была введена еще одна группа товаров, с которой связан меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 01 июля с.г.
Затем – еще одна, с которой связан еще меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 01 ноября с.г.
Соответственно, если нарушения в оформлении эВСД допущены при производстве, перемещении, смене собственника товаров из первого списка, то штрафные санкции с 01 июля с.г. применяются в полном объеме (с товарами, вошедшими в него, связан наиболее высокий уровень риска, что не позволяет применять статью 2.9.).
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка, то руководствуемся статьей 2.9. с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020.
Отмечу, что, поскольку закон не имеет обратной силы, в случае выявления после 01 июля 2019 нарушений, допущенных до 01 июля 2019 с товарами из этого списка, штрафные санкции применяться вообще не должны (т.е. ни санкции, предусмотренные КоАП РФ, ни предусмотренные Порядком оформления).
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 01 июля 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка эВСД не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9 не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается и/или производится бесконтрольно, соответственно, уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка, то руководствуемся статьей 2.9. с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020.
В случае выявления после нарушений, допущенных до 01 ноября 2019 с товарами из этого списка, то штрафные санкции применяться вообще не должны.
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 01 ноября 2019 года по 01 июля 2020 года при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка эВСД вообще не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9. не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается бесконтрольно, соответственно уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Необходимо обращать внимание на еще один квалифицирующий момент.
Поясню его на примере (гротескном для понятности).
Допустим, перемещается партия баранины в четвертинах. В ходе транспортного контроля перевозчик предъявляет номер сертификата на говядину в полутушах (остальное – в порядке, номер транспортного средства, масса груза, отправитель-получатель, режим перемещения и т.д. – соответствуют). Когда ему инспектор говорит: «это же сертификат на говядину!». Перевозчик отвечает: «Ой! Ошиблись, извините, перепутали говядину с бараниной. Щас исправим и больше так не будем».
Вопрос: с чем мы имеем дело в данном случае – с перемещением без ВСД или с грубой ошибкой в оформлении эВСД? эВСД – то вроде есть?
Правильный ответ: этот случай следует квалифицировать как перемещение без оформления эВСД. В данном случае эВСД НА ПЕРЕМЕЩАЕМЫЙ ГРУЗ отсутствует (имеется эВСД на другой груз). Плюс к тому, возможно, это еще и неправомерное оформление эВСД (если другой груз с бараниной не перемещался с этим эВСД или его планировалось переместить с этим эВСД позже).
Какой квалифицирующий признак мы использовали? Мы оценили возможность идентифицировать груз путем соотнесения его со сведениями в эВСД. Идентификация в данном случае не возможна.
Иными словами, основные характеристики груза должны быть такими же, как указано в эВСД. Основные характеристики – наименование на 4-м уровне справочника, владелец, отправитель и получатель груза, точка назначения и точка отправления, точка перегрузки (если она запланирована) и маршрутный план (если производится мультимодальная перевозка).
Если основные признаки не совпадают, то эВСД не оформлен.
Вторичные характеристики могут до некоторой степени (в разумных пределах или по объяснимым причинам) отличаться от указанных эВСД:
- масса подконтрольного товара может отличаться на ±5%, а для уловов ВБР и сырого молока на ±30% - тогда это вообще не нарушение, если отличие больше, то тому должно быть убеждающее проверяющего объяснение. Например, в эВСД указано количество 1’000 мл молочной продукции, а перемещается 1’000 кг. Убеждающее объяснение: сертифицирующее лицо выбрало не ту единицу измерения. Бывает такое.
- дата выработки (или номер серии, если используется) части партии подконтрольного товара. Убеждающее объяснение: грузчик перепутал (разумеется при условии, если та дата или партия, которая не указана в эВСД не скомпрометирована (срок годности, ограничения по регионализации, аннулирование производственного сертификата, трансграничный срок выпуска). Нужно учитывать возможность грубой не преднамеренной ошибки. Например, дата производства 06.10.2019, а дата производства в сертификате 10.06.2019.
и т.д.
В таком случае можно считать, что эВСД на данный груз был оформлен, но при оформлении была допущена ошибка.
Еще одно замечание по гашению эВСД.
Многие путаются в том предусмотрены ли штрафные санкции за нарушение при гашении эВСД.
Некоторые трактуют так, что гашение эВСД не есть оформление, следовательно, штрафные санкции, предусмотренные за оформление эВСД при нарушениях при гашении применяться не должны.
Это совершенно не верно.
Для правильного понимания вопроса цитата из Порядка:
«3.ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из следующих состояний:
"проект" - оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
"действителен" - оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
"погашен" - оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
"аннулирован" оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.»
Обратите внимание, что написано не «Оформляемые в ФГИС ВСД» (что можно понять как эВСД, которые оформляются в электронном виде), а именно «ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из», что эквивалентно записи «ОформляемЫЕ ВСД могут находиться в ФГИС в одном из».
Поэтому оформляется ли эВСД, гасится ли он или аннулируется – все это оформление, т.е. внесение в эВСД сведений (верных и точных, верных, но не точных или заведомо ложных), и правила во всех случаях - одни и те же. В случае гашения – это внесение сведений о прибытии товара в точку назначения.
Если кто-то из особо упорных продолжает сомневаться в том установлена ли ответственность в КоАП за нарушения при гашении эВСД, то напоминаем, что Порядок – это часть ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ («ПРИКАЗ от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»).
А в статье 10.8, кроме части 2, есть еще и часть 1:
«1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»
на которую, кстати, мораторий вообще не распространяется.
Таким образом, если некто особо упорный упорствует и упорно трактует, что за нарушения, допускаемые при гашении эВСД не должна применяться часть 2 Статьи 10.8, то он должен понимать, что в таком случае должна применяться часть 1 (т.е. нарушение ветеринарных правил, не упомянутых в пунктах 2 и 3), причем мораторий на их применение не установлен.
С наилучшими пожеланиями,
при подготовке статьи использовалась информация с сайта Россельхознадзора